Статьи

Священные деревья кельтов

Кельты, как и многие другие народы, с глубокой древности поклонялись разным видам растений, и, в особенности, деревьям.

Мировое дерево как явление. Дерево растет, осенью теряет листву, а весной опять зеленеет - то есть, умирает и возрождается бессчетное количество раз. Эта способность к многократному возрождению сделала дерево прообразом Космоса и превратила его в Мировое Древо, находящееся в центре мира. Оно соединяет землю, питающую его корни, с небом, куда устремляются его ветви, чтобы получить силу солнца. Классический пример Мирового древа, воплощающий Космос в своей целостности – ясень Иггдрасиль. В «Старшей Эдде» прорицательница-вельва описывает его так: 

Знаю девять миров, девять стран, скрытых
под деревом мира,
Мудро устроенным древом, уходящим корнями
в недра земные...
Ведом мне ясень, который зовется Иггдрасиль.
Верхушку его омывают белые водяные пары,
Оттуда стекают капли росы, падающие в долину.
Вечнозеленый, высится он над источником Урд.

Священный источник, упоминавшийся в «Старшей Эдде» – частый мотив, связанный с Мировым Древом. Например, в скандинавской традиции корни ясеня Иггдрасиль питает источник Урд - он дает древу силу и юность, а на берегу Урда боги каждый день держат совет и вершат правосудие. Неподалеку от Иггдрасиля располагается источник мудрости Мимир, в котором Один оставил в залог собственный глаз и куда он время от времени возвращается, чтобы приумножить и без того великую мудрость. 

Мировое дерево у кельтов. Кельтские мифы тоже рассказывают о космическом дереве, корни которого уходят на огромную глубину, а вершина касается неба. Например, в Ирландии было целых пять подобных деревьев – тис, дуб и три ясеня. То есть, в каждой ирландской провинции было собственное «дерево мира». Легенда их возникновения подробно описана в саге «Установление владений Тары».

В кельтской мифологии существует схожий с Иггдрасилем мотив. Говорят, когда-то в Ирландии был источник мудрости Коннла, но никто не знал где он находится, кроме бога Нехтана и трех его приближенных. Тем, кому посчастливилось испить из него, воды источника даровали вдохновение и знание. Над Коннлом росли девять лещин учености, из которых «мудрецы берут свою мудрость», а упавшие в его воды орехи, создавали «пузыри высшего вдохновения». Человек, съевший этот орех или рыбу, в котором он побывал, получал дар предвидения или становился поэтом. 

Кельты считали, что при взаимодействии священных источников и растений их сила существенно увеличивается. Исцеляющая вода становилась «живой» и могла воскрешать умерших (конечно, если этому не противились боги, а друиды были настолько могущественны, чтобы сотворить нужное заклинание). Живым же такая вода возвращала силы и молодость, защищала от болезней и дряхлости. Чтобы напитать источник дополнительной силой, в воду бросали травы, ягоды и орехи. Примеры этому можно найти во множестве саг: например, в «Похищении быка из Куальнге» или в «Плавании Майль-Дуйна».

Для человека архаической культуры любое дерево являлось воплощением Мирового Древа. Среди самых разных народов распространено убеждение о тесной связи людей и деревьев, от которых можно подчерпнуть физическую энергию, творческое вдохновение, ощущение счастья и полноты жизни. Целые племена и отдельные люди возводили свою родословную к кустарникам и деревьям. В кельтской традиции это легко проследить на примере имен, образованных от названий деревьев или растений. Например галльские имена Видугенос – сын леса и Верногенос – сын ольхи или ирландские Мак Картин – сын рябины, Мак Гуил – сын орешника, Мак Гуиминн – сын остролиста, Мак Дрегин – сын терновника, Мак Ибайр – сын тиса. 

Дуб

Широко распространено мнение, что дуб был самым почитаемым деревом кельтов. И, действительно, дуб занимал самое почетное место среди пяти священных деревьев Ирландии. Плиний Старший писал: «Они (кельты) избирают дубовые леса и не совершают никакого обряда без листвы этого дерева. Они считают, что все, что произрастает на дубе, послано небом и означает, что это дерево было выбрано самим богом». 

Наряду с ясенем и боярышником дуб являлся одним из трех священных деревьев фей. Дуб также посвящен Дагде - ирландскому богу плодородия, урожая и верховному королю Туата де Дананн (четвертого из мифических племен, правивших Ирландией). Дагда прочно ассоциировался с физическим миром, был его твердой опорой. Ему принадлежал котел под названием «Неиссякающий», способный возвращать мертвых к жизни и готовить угощение для вечного пира и утолить голод каждого гостя. Его бессменным оружием была дубовая восьмизубая палица, которую он возил на колесе за собой, оставляя глубокие борозды. Эта палица убивала одним ударом девятерых, но ее рукоять могла вернуть павшего к жизни. Таким образом, дуб долгое время ассоциировался с концепцией связи между верховным королем и процветанием страны. 

Дуб считался важным источником изобилия, потому что многие животные, на которых охотились кельты, питались его плодами. Когда кельты приручили свиней, они тоже кормились желудями. Люди тоже употребляли желуди в пищу: варили их, а потом измельчали. Друиды жевали желуди, чтобы обрести силу, необходимую для предсказания будущего. Свои церемонии они проводили, собираясь в дубовых рощах. 

Дубы нередко становились мишенью для молний, но оправлялись от их ударов поразительно быстро, что явно указывало на божественную природу этих деревьев. Дуб был невероятно живуч и вынослив, поэтому стал воплощением духов жизни и роста. В день летнего солнцестояния кельты складывали костры из ветвей дуба, чтобы подпитать солнце огнем, разведенным в священной роще. 

Кроме того, с дубом связывалось еще одно почитаемое растение - омела. Она считалась «небесной», поскольку ее корень не уходил в землю. Омела ассоциировалась с изменением годового цикла (зимнем солнцестоянием), поскольку распускалась в период, когда остальная природа была «мертва». Найти омелу, овившую дуб, было огромной удачей. Друиды срезали такую омелу золотыми серпами в определенные дни года - кельты верили, что она исцеляет любые болезни. Процесс сбора омелы сопровождался ритуальными танцами.

Ясень

Ясень – дерево, хорошо знакомое нам в качестве Мирового Древа и Оси Мира. Кроме всем известного образа, существуют и другие упоминания о ясене. Согласно кельтским легендам, бог солнца, врачевания, искусств и ремесел Луг владел чудесным копьем Миллар, сделанным из ясеня. Говорили, что невозможно победить войско или человека, которому принадлежало это копье. Одним из титулов Луга звучал как «Луг Длинная Рука», что иногда понимается так, будто копье было его частью. Помимо того, что кельты широко использовали ясень для изготовления древков копий, из него делали стрелы. 

Тис

Тис был священным деревом, связанным с заупокойным культом и прорицаниями, широко использовался в магии друидов. Тис могут расти более тысячи лет, поэтому ассоциировались с бессмертием, смертью и возрождением. Эти деревья почитали настолько, что даже после распространения христианства, многие тисы остались нетронутыми - вокруг них стали устраивать христианские кладбища. 

Древесину тиса, как древесину яблони и дуба, друиды использовали для изготовления жезлов. Они верили, что это дерево было средоточием знаний. В ирландских сагах сохранилось множество упоминаний тиса как магического инструмента друидов - почти каждый раз, когда друид совершал какой-либо обряд, он вырезал огамическую надпись именно на тисовых палочках.

Орешник

Орешник тоже считался деревом сокровенного знания, а его плоды наделяли вкусивших их мудростью. Поэтому для бросания жребия использовали древесину орешника. Этот обряд проводили, чтобы предсказать исход каких-то событий или заглянуть в будущее. С древнеирландского название этого вида гадания дословно переводят как «бросать дерево». Орехи же ассоциировали с мудростью, вдохновением и просветлением. Кельты верили, что они приносят удачу. Ветви орешника использовали для изготовления магических жезлов и рогаток для лозохотцев и рудознатцев. 

Рябина

Наряду с орешником для получения прорицаний использовали рябину. Костры, сложенные из веток рябины, позволяли друидам не только предсказывать будущее, но и влиять на него. После того, как костер разгорался, нужно было следить за движением пламени: в зависимости от того, куда обращался огонь - на юг или север - друиды толковали ответ. 

Рябина также считалась деревом магической защиты, поэтому из нее часто вырезали дорожные посохи. Кроме того, рябина ассоциировалась с богиней Бригитой, музыкой, поэзией и огнем. В древние времена кельты защищали дома и конюшни от темной магии с помощью прибитого к двери равностороненного креста из рябиновых веток. Его перевязывали красными нитками или лентой. Такие кресты еще укрепляли над колыбелью младенца, чтобы не дать эльфам похитить ребенка и подменить его оборотнем. 

Рябины часто садили рядом с каменными кругами, вдоль лей-линии или поблизости от других сакральных мест. Возможно, это делалось для защиты пространства от любых вредоносных влияний.

Яблоня

Яблоня и ее плоды всегда связывались с благополучием и здоровьем. Подаренные богами или обитателями сида яблоки помогали человеку войти в контакт с представителями другого мира. 

Авалон – одно из кельтских названий потустороннего мира; в дословном переводе означает «остров яблок». Это то место, куда забрали короля Артура после окончания его правления, где он, наконец-то, обрел покой. Согласно многим легендам человек может войти в потусторонний мир, держа в руках серебряную ветвь яблони. В кельтской мифологии золотые яблоки солнца даровали своему обладателю бессмертие и здоровье. У ирландского короля Кормака мак Арта, жившего в 3 веке, была чудесная ветви из чистого серебра с тремя золотыми яблоками. Если эту ветвь встряхивали, раздавалась чарующая мелодия, исцеляющая раненых и больных или погружавшая в сон.

Остролист

Остролист ассоциировался с бессмертием и мужской силой, потому что был вечнозеленым растением, способным пережить зиму, смертельное время года. Остролист использовали для изготовления колес, а в сказании «Угон скота из Куальнге» упоминается и оружие из остролиста. Кроме того, согласно преданиям, кельтского героя Кухулина закололи копьями, сделанными из закаленного в огне остролиста.

Остролист, символ зимнего солнцестояния, связан с Йолем и Рождеством. Это отражено в фольклорным мотивах о противоборстве Дубового короля (символа летнего солнцестояния) с Королем Остролистом. Эти два брата вступают в бой во время солнцестояний и каждый  из них захватывает власть на период своего правления. Эти сражения проводятся на протяжении многих веков в форме народного танца - например, танца моррис. Танцоры традиционны одеты как герои легенд о разбойнике Рубине Гуде. Иногда остролист объединяют в пару с плющом - еще одним вечнозелёным растением.

Ольха

Ольха была священным деревом кельтского героя Брана Благословенного, великого короля, мага, воина и мудреца. Бран был гигантского роста и считался братом ольхи, потому что они были едины по духу. 

У ольхи много удивительных свойств, одно из которых - устойчивость к воздействию влаги. Благодаря этому из древесины ольхи изготавливали ведра для молока и других жидкостей, использовали ее для строительства мостов. Ольха часто растет возле воды, а все водные пространства воспринимались кельтами как места перехода из видимого мира в невидимый. Ольха могла стать проводником между мирами и ассоциировалась с поэтическим вдохновением. Когда же ольху срубали, поврежденное место краснело, будто обагренное кровью, что заставляло относиться к ней с особым почтением. 

Ольху также использовали при заклинаниях погоды: из небольшой ветви ольхи изымали сердцевину, и с помощью получившегося свистка ведьмы «насвистывали» ветер. 

Береза

Береза – многогранный символ в культуре кельтов. Например, береза напоминала им об обновлении и возрождении, потому что первой вырастала на пепелище, создавая питательную среду для других видов деревьев. Весной на березах также одними из первых появляются побеги и почки, знаменую собой торжество жизни.

Из березы часто делают майский шест во время празднований Белтейна, а из ее прутьев - метлы, что дает повод связать это дерево с магией. Береза также является символом влюбленности и любви. Эти деревья часто становились местами свиданий, а венки из березовых веток дарили в знак настоящей любви. Благодаря тому, что береза соотносится с такими понятиями, как любовь, рождение и защита, из ее древесины делали детские колыбели.

Как ни странно, березу использовали и в ритуалах, связанных со смертью - ее ветви были неотъемлемой частью похоронных обрядов. Кельты относились к смерти как к вратам в другой мир, поэтому береза становилась своеобразным привратником во время возрождения в другом мире. Береза была источником обновления и ее ветви использовали в очистительных ритуалах. Друиды выметали метлами из прутьев березы духа старого года. Кроме того, заключенных пороли березовыми розгами, чтобы изгнать злых духов, и исправить преступника. 

Терновник

Цветущий терновник считался одновременно символом жизни и смерти, потому что его цветы распускаются до появления листьев, и кусты в это время украшают только шипы. Однако приносить цветущий терновник в свой дом или украшать им себя было опасно - это могло накликать беду. В некоторых же районах Англии до сих пор верят, что пепел от сожженых терновых венков повышает урожайность пшеничных полей. 

Ирландцы рассказывали, что хранителями терновника были лунатиши - одни из представителей волшебного народа. Лунатиши не позволяли срезать терновник до 11 ноября и после 11 мая – их священных дней. Нарушивших этот запрет ожидала жестокая кара.

Терновник часто высаживают в качестве живой изгороди для разграничения земельных наделов, поэтому его плотные заросли стали ассоциироваться и с границей между мирами.

Бузина

Бузина ассоциируется с божественной фигурой Матушки-Бузины, издавна связанной с магией и ведовством. Кельты верили, что бузина была способна за себя отомстить, поэтому дровосеки использовали специальное заклинание перед тем, как срубить древо: «Леди Элкхорн, дай мне немного твоей древесины, а я дам тебе своей, когда она вырастет в лесу». Древесину бузины также использовали для изготовлений защитных амулетов и талисманов, приносящих удачу, а вот жечь ее было опасно - это сулило несчастье. 

Существует легенда, как одна ведьма противостояла датскому королю и его войску, когда те пытались вторгнуться в Англию. С помощью заклинания она обратила их в знаменитый круг камней Rolling Stones, а сама превратилась в бузинное дерево.
Боярышник

Боярышник - одно из трех деревьев волшебного народа, наряду с дубом и ясенем. У него белые цветы и красные ягоды - эти цвета связаны с подземным миром и царством фей. Боярышник, как и тис, часто высаживают в виде живой изгороди. Колючие ветки боярышники - препятствие для незваных гостей и магическая преграда для злого глаза. 

Боярышник до сих пор окружен суевериями. Известны случаи, когда на Британских островах меняли планы строительства, боясь потревожить священный боярышник. Он также связан с Белтейном и является традиционным украшением майского шеста. 
Мифы и легенды Статьи подписчиков