Статьи

Эльфы в скандинавской мифологии

Эльфы всегда занимали самое видное место среди скандинавских сверхъестественных существ. Даже с приходом христианства вера в них не иссякла, а тесно переплелась с новой религией. Передававшиеся из поколения в поколение предания об эльфах дошли до нас с немалой примесью христианских легенд и сюжетов.

Даже в начале 21 века можно было встретить так называемые эльфийские алтари (elf-altars), где ведуньи (Horgabrudar) устраивали жертвоприношения, чтобы исцелить от болезни. Согласно языческому обряду они натирали алтарь свиным жиром, читали молитвы и клали на алтарь какой-либо металлический предмет, который больной носил близко к телу или у себя на одежде (чаще всего монеты или булавки). После чего на алтарь клали крест – как залог того, что сила Спасителя будет незримо присутствовать во время обряда и поможет больному получить исцеление. 

Сами болезни тоже могли возникать по вине эльфов. Для диагностики приглашали колдуний, ливших в воду жидкий свинец и делавших выводы о природе болезни по форме расплавленного металла. Если недуг был делом рук эльфов, то в ближайший четверг проводили обряд «натирания для эльфов» (описанный выше). Бывало, что больные не приглашали к  себе ведуний, а сами натирали эльфийские алтари жиром, приговаривая «Господи, помоги мне!».

В сохранившихся преданиях об эльфах выделяют 3 группы существ: горных, летающих и водяных эльфов. Рассказы о них можно услышать и по сей день.

Горный народец

Самыми известными среди подземных эльфов является горный народец или Berg-folk. Возможно, это связано с христианскими представлениями о том, что умершие во времена язычества и не получившие упокоения в освященной земле до сих пор ждут часа Страшного суда и отпущения грехов. Как и при жизни их мучают чувственные желания, они тянутся к христианам в поисках любви и общения, но все их контакты со смертными плохо кончаются: эльфы неумышленно наносят людям урон или доводят до смерти. 

Своим телосложением эльфы мало чем отличаются от людей, разве что хрупкостью и стройностью тела. Эльфийских дев описывают как существ невероятной красоты с бледной, как снег, кожей, тонким станом и чарующим голосом. Они любят устраивать игры и танцевать, но лишь от заката до первых петухов: как только петух пропоет, эльфам нужно вернуться под землю. Это правило касается не только горного народца, но и всех существ потустороннего мира. Если они не покинут поверхность земли до того, как петух прокричит трижды, то останутся на том самом месте, где этот крик их застал. По-шведски такая «окаменелость» называется «dagstand» и наткнуться на нее по пути считается недоброй приметой - она может вызвать сильную боль или болезнь.

Говорят, что устроившийся у эльфийского холма на ночлег путник обязательно услышит звуки арфы и сладкозвучное пение. Если он решит пообещать эльфам спасение и искупление давних грехов, они заиграют радостные мелодии и запоют веселые песни; а если скажет «Не будет вам спасения»,  эльфы с плачем и криком разобьют свои арфы, а оживший холм опять замолчит. 

В лесах, лугах, на холмах и в долинах эльфы каждую ночь затевают игры и  танцы, отчего трава в этих местах растет гуще обычного, образуя темно-зеленые круги, известные в народе как «ведьмины кольца», в которые ни в коем случае нельзя вступать смертным. 

Практически во всех знатных и прославленных семьях Швеции хранятся драгоценности, связанные с приданиями о горных эльфах и троллях. Говорят, что к жене государственного советника Харальда Стейка однажды летним вечером пришла эльфийка и попросила у нее подвенечное платье, чтобы погулять в нем на свадьбе. Поразмыслив, женщина исполнила просьбу гостьи. Через несколько дней платье вернулось к хозяйке, расшитое по швам жемчугами и золотом. На вороте же висел дивной красоты перстень, украшенный драгоценными камнями. Этот перстень передавали из поколения в поколение как великую драгоценность. 

Однако горный народец бывает не только благодарным, но и завистливым. Деревенские жители веками боялись зависти эльфов, особенно в день свадьбы, поэтому невеста зашивала в наряд пахучие травы – чеснок или валериану. Ворота и перекрестки тоже обходили в этот день стороной. Если жених и невеста легкомысленно относились к обычаям, эльфийка могла заманить жениха в свои сети.

Самый распространенный «свадебный» сюжет на эту тему: невеста готовится к свадьбе, ожидая жениха в светлице, окруженная своими подругами. Жених, оседлав коня, мчится, чтобы привезти суженую в свой дом, но в лесу его поджидает эльфийская дева, которой не терпится закружить его в танце. Когда юноша приближается к эльфийскому холму или подъезжает к воротам замка, он слышит дивную музыку и не может противиться ее звукам. Вскоре он замечает, как невероятной красоты девушки кружатся в танце, а из хоровода выходит прекраснейшая из них – дочь эльфийского короля. Если жених позволит себя увлечь и возьмет за руку незнакомку, она унесет его в страну эльфов, где они будут вместе бродить по садам и чертогам. Возможно, он вспомнит однажды о своей оставленной дома невесте и уговорит эльфов его отпустить, но, вернувшись в человеческий мир, осознает как все изменилось. Жених не увидит свой родной дом, потому что отсутствовал 40 лет: время в эльфийской стране идет по-другому. Старики с трудом вспомнят, что целую жизнь назад молодой рыцарь отправился за невестой, но не вернулся. А что же невеста? Она умерла от горя. 

Летающие эльфы

Как ни странно, упоминания о летающих эльфах сравнительно редки. Их описывали как миниатюрных существ с крохотными крыльями на белых плечах. Однако люди так и не пришли к единому мнению, рождаются ли эльфы крылатыми или заимствуют оперение у птиц с помощью магии. В некоторых сагах упоминается, что смертные иногда брали в жены крылатых эльфиек, а крылья у них появлялись исключительно по желанию. Также нам известны рассказы о том, как эльфийские девы летали по воздуху, обернувшись белыми лебедями, и спускались на землю, чтобы искупаться в источнике. Если во время купания удавалось украсть оставленное на берегу оперение, можно было принудить эльфийку к замужеству. Такие браки могли длиться годами, у супругов рождались дети, но неизбежно наступал день, когда муж признавался жене, где он прячет ее оперение. Тогда радостная эльфийка превращалась в белого лебедя и улетала уже навсегда. 

Лесные духи

В старинных шведских преданиях упоминаются лесные духи Lofierskor, которых можно считать разновидностью лесных эльфов, так называемым Лесным народцем. В языческие времена люди верили, что священные рощи охраняют духи деревьев и относились к ним с почтением и уважением. Если дерево выглядело особенно крепким и ярко выделялось на фоне других, считалось, что оно служит обиталищем эльфу. Невидимый для смертных он жил в тени дерева и награждал всякого, кто проявлял заботу о дереве, и жестоко карал, если ему наносили урон. Человек мог расстаться с жизнью, просто срубив ветвь с «обитаемого дерева».

Культ священных деревьев был настолько силен, что даже во времена распространения христианства люди отказывались их рубить. Например, о святом Мартине рассказывали, что он разрушил святилище язычников , пожелавших принять христианство, прямо у них на глазах и не получил никакого сопротивления. Но когда он решил срубить всеми любимую ель, росшую где-то поблизости, его окружили со всех сторон и помешали погубить дерево. 

Скоге

Скоге тоже относились к Лесному народцу, и встреча с ними сулила охотнику неприятности. Скоге объявляли о своем приближении порывистым ветром, от которого так качались вершины деревьев, будто  сейчас разделятся в разные стороны. Если охотник успеет сплюнуть или высечь огонь, скоге обойдут его стороной. 

Согласно поверьям скоге бывают только женского пола, поэтому среди охотников распространено суеверие, что от него отвернется удача, если женщина будет первой, кого он встретит, выйдя из дома. Чтобы отвести беду, нужно сплюнуть и назвать женщинуkaringmote, что означает «старая карга».

В сагах скоге описывают как злодеек, распутниц и вредоносных существ, однако сами охотники считают их, скорее, доброжелательными, потому что они могут помочь настрелять больше дичи. Скоге любят по ночам подобраться к спящим охотникам и погреться возле костра, но всегда располагаются так, чтоб не повернуться к людям спиной. Говорят, что их спины внутри пустые и полые будто деревья с огромными дуплами. 

Если же  смертный вступал в связь со скоге, то от их союза рождалось  опасное существо, несущее лишь горе и смерть.

Духи источников

Нек и стромкарл 

Нек способен являться в разных обличиях. Он может оказаться взрослым мужчиной, симпатичным молодым человеком с лошадиными копытами, стариком с длинной бородой или юношей с золотыми волосами до плеч в красной шапке. Летним вечером можно увидеть, как он сидит на поверхности воды с золотой арфой в руках. Если человек хочет, чтобы нек научил его музыке, ему следует пожертвовать духу барашка ( лучше всего черного). Кроме подарков, нек очень любит, когда ему желают спасения, потому что втайне этого жаждет; а если услышит, что не видать ему вечного блаженства - горько заплачет. 

Когда крестьянина одолевала болезнь, происхождение которой было ему непонятно, он считал, что болезнь вызвал дух того места, где он ее подхватил (обычно в воздухе, воде или поле). В таких случаях нужно было задобрить нека с помощью напитка, смешанного с металлической стружкой от обручального кольца или любого металла, преданного по наследству. Главное, чтоб количество стружек было нечетным, лучше всего 3. Затем этот напиток выливали через левое плечо в том самом месте, где, предположительно, подхватили болезнь. Делать это нужно было в полном молчании и не при каких условиях не оглядываться. 

Нека, который обитал под мостом или в ручье называли стромкарлом. Он  играл на скрипке, а не на арфе и делал это по-настоящему виртуозно. Если какой-нибудь музыкант славился отточенной техникой, говорили, что он играет не без помощи нека. Иногда нек появлялся у моря в образе зеленобородого старца, что предвещало бурю и шторм.

У мелодии стромкарла 11 вариантов, однако танцевать можно лишь под десять из них, потому что последняя принадлежит духу ночи и его воинству. Если ослушаться запрета и сыграть одиннадцатую мелодию, то все, что есть вокруг, пустится в пляс. 

Подобной магической силой обладает и мелодия эльфийского короля. Ни один музыкант не возьмется ее исполнить из страха, что не сможет остановиться. Чары можно разрушить, только если сыграть всю мелодию в обратном порядке без единой ошибки. 
Мифы и легенды Статьи подписчиков