Статьи

Духи природы Древней Греции: нимфы

Архаическая мифология Древней Греции: особенности. Главная особенность – вера в животворные силы природы. В этот период не делали различий между одушевленными и неодушевленными существами. Греки считали, что даже камни обладают жизненной силой, которая может иссякнуть, если их расколоть.
В архаическую эпоху эта сила не имела названия и была заключена в фетиши: камни, деревья, растения, животных и т. д.
Даже во времена классической Греции и почитания олимпийских богов сохранились следы прежних верований: Зевса в Сикионе почитали в виде каменной пирамиды; в Спарте показывали два бревна, соединенных между собой перекладиной, считая их воплощением братьев Диоскуров – Кастора и Полидевка.

Фитоморфный фетишизм: поклонение растениям, деревьям и рощам. Был развит в Греции во все времена. Особенно почитались лавр, кипарис, виноград, плющ и дуб. 
В каждом дереве заключалась магическая сила, дающая ему жизнь. Она была слита с физическим воплощением и если дерево погибало, сила сразу покидала его.
Греки оберегали деревья и тех существ, что составляли с ними единое целое. Например, гамадриады (hama – вместе, drys – дуб, дерево) были неотделимы от дерева и не обладали бессмертием как олимпийские боги. Стоило срубить дерево, и гамариады погибали вместе с вместилищем. Греки верили, что если отломить ветвь или повредить дерево, на коре выступят капли крови и гамадриада застонет от боли.
Фетишистский мир не был окончательно смертен. Если умирала его отдельная часть – дерево или растение – целостность природы оставалась бессмертной. 

Изменение фетишей. Со временем человеческое сознание стало осмысливать вещи как набор составных частей, стремясь лучше понять их строение и назначение. Это коснулось и фетишей: жизненная сила стала восприниматься отдельно от предмета, получила независимость и способность влиять на него извне. Даймоны (духи) перестали погибать вместе с вместилищем (за некоторым исключением) и проживали очень долгую жизнь. У каждого проявления природы появился независимый животворный источник. Анимизм* пришел на смену чистому фетишизму. 

*(от лат. anima, animus — «душа» и «дух» соответственно) — вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы.

Появление нимф.
Вскоре анимизма окружающий мир изменился: его населили духи природы, переставшие быть ее абстрактной, невидимой сутью. Теперь они влияли на нее извне, охраняли и защищали.
В лесах, полях, горах и источниках появились прекрасные нимфы. Они не умирали вместе с деревьями подобно гамадриадам, а начали сами управлять растительным миром. Нимфы получили свой образ и имя, а значит и собственную судьбу.

Виды нимф. В представлении древних греков нимфы (от nymfae – дева, невеста; также этим словом называли родниковую воду) – божества низшего «ранга», олицетворявшие собой силы и явления природы. Нимфам давали имена и названия в зависимости от объекта, который они охраняли: водных нимф называли океанидами, наядами, нереидами и лимнадами, горных – ореадами и агростидами, лесных и древесных – дриадами и гамадриадами.

Дриады получили свое название от слова «drys» – «дуб», и изначально считались именно нимфами дуба. Со временем термин стал применятся ко всем духам деревьев. Дриады благоволили людям, сажавшим деревья и ухаживающим за ними. Они не давали им заблудиться в лесу, помогали избежать нападения зверей и прочих опасностей. Дриады жестоко карали за уничтожение священных рощ и бессмысленный вред, причиненный деревьям – чаще всего насылали на виновных безумие.
Также известны мелиады – покровительницы ясеня; эпимелиды, заботившиеся о яблонях и дафнаи – нимфы вечнозеленого лавра. 

Во владении ореад были гроты, вершины, пещеры и горные тропы. Путники приносили ореадам жертвы, чтобы они провели их по опасной дороге. Ореады были ни бессмертны, ни смертны. Они жили долго, питаясь амброзией. При рождении каждой ореады в горах вырастало высокое дерево – сосна или дуб. Когда ореада должна была умереть, дерево теряло листву и засыхало. Одновременно с ним погибала и горная нимфа.
Морские нимфы. Греки – народ, всегда любивший воду, и особенно – море. Они населяли его сотнями нимф, отвечающих за каждое качество моря: цвет, соленость, движение, высоту волн, глубину и характер. Об этом говорят имена дочерей Нерея и Океана, которые мы знаем благодаря «Теогонии» Гесиода. Вот некоторые из них: Кимо (Волна), Фоя (Быстрота), Феруса (Несущая волны), Динамина (Водоворот), Галия (Соленый вкус), Псамата (Песчаность), Петрея (Скалистость) и т. д.  

Наяды покровительствовали пресным рекам, ручьям и озерам. Они были их воплощением, душой, и если водный объект высыхал – нимфы умирали. Воды, в которых обитали наяды, часто считались священными: они могли очищать, исцелять от болезней, давали защиту. На берегах подвластных наядам водоемов строились прорицалища. Эти нимфы так же сопровождали богов: Зевса, Диониса, Посейдона, Афродиту, Деметру и Персефону.
Наяды могли быть опасны. Например Гилас, служивший Гераклу во время похода за золотым руном, был похищен наядами, очарованными его красотой. Дальнейшая судьба Гиласа неизвестна. Валерий Флакк в «Аргонавтике» пишет, что влюбившись в наяд, Гилас добровольно остался жить с ними, а Феокрит сообщает, что нимфы закрывали ему рот под водой, чтобы заглушить крики о помощи.

Мифы и легенды Статьи подписчиков