Статьи

Образ вампиров: от мифов до наших дней

Почему образы вампиров разнообразны. ​​Вампиры – одни из наиболее узнаваемых персонажей массовой культуры с постоянно меняющимся образом: каждое поколение наделяет его особенными чертами. Мы знаем и классических вампиров-аристократов, и благородных кровососов, и монстров, получивших жажду крови в результате мутации или заражения неизученным вирусом…
Сначала может показаться, что в образах и легендах о вампирах можно запутаться. Но все проще: с течением времени вампиры в представлении людей обросли новыми чертами и начали отличаться от мифологических существ: в нашем представлении они больше похожи на обычных людей, потеряли способности к оборотничеству, полетам и управлению погодой. Неизменными остались только жажда крови, бессмертие (на деле – лишь потенциальное) и невероятные физические способности. Также существуют произведения, где вампиризм объясняется генетическими особенностями, справиться с которыми помогают лекарства, и вампиры больше не должны убивать ради выживания. Но все это – вампиры, знакомые нам по произведениям литературы, сериалам и фильмам. «Настоящие» монстры, в существование которых верили на протяжение столетий, были совершенно другими.

Вампиры в низшей мифологии народов Европы – это мертвецы (или полу мертвецы), ведущие ночной образ жизни, сосущие кровь у людей и способные насылать ночные кошмары. Они продолжают «жить» после смерти и чтобы поддерживать это существование, вынуждены подпитываться энергией окружающих в виде крови.

В фольклоре восточных славян эти создания были известны под названием упырей. 
Термин «вампир» может использоваться для описания любых мифологических существ, высасывающих у своих жертв силу, энергию или жизнь наподобие хищного паразита. 

Кто обычно становился вампиром. По народным поверьям вампирами, чаще всего, становились нечистые, или «заложные» покойники – самоубийцы, преступники, колдуны, отлученные от церкви; люди, умершие преждевременной или неестественной смертью, а также погибшие от укуса другого вампира. Вызывали подозрение даже младенцы, рожденные с хвостом, зубами или в «рубашке» – все это могло стать причинами вампиризма. Особенное внимание уделялось и похоронным обрядам – их ненадлежащее исполнение могло привести к возвращению покойника в облике упыря, жаждущего отомстить родственникам, а иногда – и соседям. 

Обряды славян против вампиров. Чтобы предотвратить появление вампира, славяне должны были положить в гроб распятие, пронзить тело покойного кольями или прибить гвоздями его одежду. Иногда в гроб насыпали опилки, потому что вампиры, как и многие другие фольклорные существа, не могли пройти мимо, не пересчитав их до последней крупинки. Крестьяне верили, что это занятие задержит упыря до рассвета, после наступления которого он умрет во второй раз. Если ничего из перечисленного не помогало, тело упыря предавали сожжению. 

Румынские вампиры. Румынских вампиры назывались стригои: от греческого strix – ушастая сова. Впоследствии этот термин стал применяться также к ведьмам и демонам.
Стригои, как упыри, были ожившими мертвецами, выходившими из могил, чтоб пить кровь своих родственников, домашнего скота и соседей. Кроме мертвых стригоев были и живые: к ним относились ведьмы, после смерти обращавшиеся в вампиров. Они отличались способностью посылать по ночам свои души на встречи с другими ведьмами и стригоями.
Чтобы распознать живого вампира, в румынских церквях раздавали прихожанам чеснок, наблюдая за теми, кто отказывался его есть. Уничтожали стригоев довольно стандартно – обезглавливали, клали чеснок в рот и вбивали в тело осиновый кол (но могли обойтись и любой другой древесиной). С развитием технологий в XIX (19) веке гроб, для верности, простреливали пулей. 

Фольклорные кровопийцы: когда появились в литературе. Вампиры в фольклоре были далеки от образа всем известного «классического» вампира. Упыри, стригои и им подобные представляли собой ожившие тела «деревенщин», и были неинтересны для литераторов. Они воспринимались ими как часть суеверий недалеких крестьян и были слишком примитивны, чтоб стать антагонистами главных героев. По этой причине художественная литература не знала вампиров вплоть до конца XVIII (18) столетия.

Вампиры в XVIII (18) веке. В этот период резко возрос интерес к фольклористике, появились первые собиратели народных преданий (такие, как братья Гримм), и аристократы обратились к изучению верований простого народа. Кроме того, литература постепенно выходила из-под контроля церкви, что способствовало появлению сюжетов, нарушавших христианских представления о том, что душа после смерти попадает в рай или ад. Истории о вампирах как бы заявляли о других вариантах посмертного существования.

Немалое влияние на становление образа вампира оказала и литература периода романтизма. Прежде резко отрицательным персонажам стали присваиваться неоднозначные, трагические черты, их перестали воспринимать как абсолютное зло. Это сказалось не только на переосмыслении персонажей фольклора, но и истории Люцифера.

Одним из упоминаний вампира в художественной литературе считается стихотворение немецкого поэта Генриха Августа Оссенфельдера «Вампир» (1747 г.). Его сюжет построен на том, что отвергнутый благочестивой девушкой мужчина грозится после смерти пробраться к ней в спальню, выпить всю ее кровь, подарив, тем самым «поцелуй» вампира. Здесь уже явно прослеживается образ знакомого нам чудовища-соблазнителя.

Далее появляется ряд стихотворений, описывающих возвращение мертвецов из могилы, чтобы разыскать возлюбленного или возлюбленную и разделить с ними смерть. Например, баллада «Ленор» (1747 г.) Г. А. Бюргера и «Коринфская невеста» (1773 г.) И. В. Гёте. 

Упоминает вампиров и Байрон в своем цикле восточных поэм «Гяур» (1816 г). Он обращается к народному восприятию вампира и описывает его существо, проклятое жаждой крови и вынужденного отнимать жизнь у своих близких родственников. 

Четкую грань между крестьянским упырем и образом аристократического вампира проводит повесть доктора Джона Полидори «Вампир». Его главный герой, лорд Ратвен, красив, изыскан, обладает изящными манерами и относится к высшему обществу. Он еще не похож на более поздних вампиров: не боится находиться на солнце, не испытывает постоянную жажду крови и неотличим от обычного человека. Однако, этот образ оказался настолько удачным, что последующие «поколения» вампиров стали прочно ассоциироваться с аристократией.

Вампиры в XIX (19) веке. Несмотря на то, что в XIX веке о вампирах было написано много, писатели еще не пришли к конкретному образу, которому был бы присущ набор обязательных черт. Их всех затмил роман Б. Стокера «Дракула», который и стал самым влиятельным произведением о вампирах всех времен. Именно он создал всем известного «классического» вампира.

Успех романа объясняется тем, что Стокер соединил в своем персонаже черты кровожадного соблазнителя с реальным историческим прототипом, который был сам по себе яркой, впечатляющей личностью. Стокер основательно изучил трансильванский фольклор и перекроил его на свой лад (например, придал Дракуле дополнительно черты оборотня). В итоге он создал каноничный образ вампира, который включает в себя боязнь солнечного света, управление мертвыми, контроль над погодой, обращение в животных, умение становиться бесплотным, принимая форму тумана и просачивание сквозь стены. Однако солнечный свет для него не смертелен, а лишь временно его ослабляет. Силы Дракуле придают ящики (не гробы) с родной трансильванской  землей – только неподалеку от них он может проявлять в полной мере сверхъестественные способности. Бороться с ним можно с помощью предметов церковного культа и даже отогнать с помощью чеснока. Еще одна интересная особенность Дракулы – он не был живым мертвецом, потому что никогда и не умирал. Свою силу он получил, будучи носителем тайного знания, которое передал ему дьявол как избранному ученику. В романе упоминается некая школа Соломона, в которой он и проходил обучение.

Также благодаря Стокеру вампиры стали полноправными горожанами. Они перестали проводить вечность затворниками в старых замках, начали приобщаться к современной культуре. 

После выхода «Дракулы» книжный рынок оказался затоплен произведениями о вампирах – их поток не иссяк и по сей день. Кроме всем известных аристократов и графов, стали появляться женские персонажи, на основе которых сформировался отдельный типаж женщины-вамп. 

Вампиры в XX (20) веке. В первой половине XX века образ вампира стал настолько клишированным и избитым, что о них даже отказались издавать комиксы. Образ как бы законсервировался, стал статичным и плоским из-за бесконечных повторов.

Ренессансом вампирской тематики считаются 70-е годы XX века и романы Энн Райс, среди которых были всемирно известные «Вампирские хроники». Ее «изобретением» стало создание у вампиров более древней истории, чем времена правления Влада Цепеша. Вампиры перестали быть вечными одиночками, у них появился собственный кодекс, они объединялись в кланы и имели строгую иерархию. За нарушение законов их казнили сожжением на солнце. Кроме того, им больше не причиняли вреда народные методы борьбы с нечистью. В своих книгах Энн Райс коснулась и психологии бессмертного существа, давно переставшего быть человеком. Это добавило образу новую глубину.

К концу XX века вампиры меняются еще более кардинально. Они облачаются в черную кожу, ездят на байках и представляют угрозу всему обществу. Особенно ярко это показано в фильмах «Блейд» и «От заката до рассвета». 

Вампиры в XXI (21) веке. С развитием науки меняется и восприятие вампиризма как такового. Появляются идеи о вирусных эпидемиях, генных мутациях, иной расе и паразитах. Теперь вампиром можно стать заразившись через кровяного червя, как в книге Гильермо Дель Торо и Чака Хогана «Штамм». 

Вампиры все больше становятся похожими на людей и теряют большую часть своих сил. Им уже нет нужды убивать, ведь появляются специальные препараты или синтетическая замена живой крови, как, в книгах Шарлин Харрис и телесериале «Настоящая кровь». Однако, почти в каждом произведении вампиры выходят из-под контроля и превращаются в так хорошо нам знакомых чудовищ, напоминающих мифологических упырей. 

Статьи подписчиков Мифы и легенды