По легенде кельтский бог Луг устроил в этот день праздник в память о своей приемной матушке – Тальтьу. Она вспахала все поля Ирландии под посевы и умерла от изнеможения.
Лугнасад заканчивал собой «голодные 6 недель» после летнего солнцестояния, поэтому кельты всегда ждали это праздник и широко отмечали начало сбора урожая. Готовили специальные алтари и угощения.
Традиции:
Накануне праздника со скотом совершались обряды от болезней и хищников. Коровьи уши и хвосты мазали смолой, украшали красными или синими нитками; над выменем читали заклинания.
В вечер перед Лугнасадом глава семьи срезал и молотил первый сноп, из которого жена ночью пекла ритуальный хлеб.
Из оставшихся от прошлого урожая колосьев плели куклу. Ее было принято наряжать и вешать над дверью, как оберег.
Девицы в память об уходящем лете плели и носили венки. На следующий день цветы закапывали, чтобы обозначить конец лета и начало осени.
Проводились многочисленные ярмарки. Они сопровождались игровыми сражениями с захватом флага и выставками мастеров.
На ярмарках в Лугнасад можно было заключить временный брак. Он длился чаще всего 1 год и 1 день. Подобные браки должны были символизировать плодородие земли. Чтобы расторгнуть отношения, молодые становились спиной друг к другу на площади, а затем расходились в разные стороны. Этот символ также восходит к одно из версий поэтичного названия праздника – «Свадьба Луга».
Согласно викканским преданиям: Лугнасад — это место, где появляются первые «дети» Богини и Бога, которые заключают завет на Литу. Их «плоды любви» кельты символически называли овощами, фруктами и хлебом. Получается, что первый урожай отмечался как долгожданное явление детей богов.
Вечером 1 августа собирались на холме для совместной праздничной трапезы. С появлением церкви эти сборища превратились в паломничества в святые места.
В Лугнасад принято ходить за черникой. Эти ягоды считали символом плодородия – каждый житель поселения должен был съесть хоть несколько ягодок. В современной Ирландии и сейчас есть эта традиция.
Лугнасад – праздник всех поэтов, кузнецов, врачевателей: бог Луг – их покровитель. В этот день было принято освящать орудия труда – ножи, перья, музыкальные инструменты и др.
У славян-язычников был похожий праздник – Перунов день. Он обозначал начало сезона жатвы. Язычники прыгали через костры, устраивали состязания, купались в речке. После прихода христианства Перунов день стал Днем пророка Ильи. Также подобный праздник был у других народов.